Депутаты города оценили работу Управления образования по итогам года

18 декабря 2019

образование депутат 

17 декабря на очередном заседании Комитета Собрания депутатов по образованию, науке, культуре, спорту и молодежной политике под руководством председателя Комитета М.Ильясова, депутаты заслушали отчет начальника Управления образования Администрации города Махачкалы В.Дибияева об итогах работы Управления образования за 2019 год, о фактическом состояниии перспективах на 2020 год. В заседании приняли участие заместитель председателя Собрания депутатов Д. Джакаев, заместитель начальника Управления образования З. Багдуева, начальник  отдела планирования и финансового контроля Управления образования К. Алиева.

В. Дибияев сообщил, что на данный момент в систему образования города Махачкалы входят: 64 дошкольные образовательные организации с охватом 19 626 воспитанника; 71 муниципальное общеобразовательное учреждение с контингентом 87 642 обучающихся и 10 учреждений дополнительного образования   с охватом 11997 детей.

Вместе с тем, как отметил докладчик, количество детей в столице ежегодно увеличивается. Такой прирост неизбежно влияет на очерёдность в детские сады, наполняемость и сменность в школах.

Численность детей, стоящих на учете для определения в МБДОУ(от 0 до 7 лет)  на 01.09.2019г., составляло 25 115. Основную часть имеющейся в городе очередности на места в детские сады составляют дети  возраста  до трех лет – 17 244 детей, от 3 до 7 лет – 7 871детей. Ежегодно увеличивается контингент учащихся в общеобразовательных учреждениях города Махачкалы. Динамика за последние 3 года составляет 11 337 детей. В общеобразовательных учреждениях города обучается 87 642 ученика, при проектной мощности школ города 49 143 ученических места.При этом 18 образовательных учреждений расположены в приспособленных помещениях.

Одной из важнейших задач – это ликвидация трехсменного режима обучения. На сегодняшний день в первую смену обучается 51 891 школьника, 33 378 ученика – во вторую смену, в третью смену – 2 373 ученика (ОУ №№ 26, 27, 41, 50, 58). В рамках соблюдения норм СанПиН для размещения в односменном режиме необходимо создание более 34 000 ученических мест дополнительно (строительство 43 школ с проектной мощностью 800 ученических мест). С 2016 года   в городе Махачкале введены 4 новые школы и 2 корпуса на 4612 обучающихся. Несмотря на вышеперечисленные введенные здания,  опасность перехода в 3 сменный режим работы представляют: МБОУ «Гимназия № 1», «СОШ № 2», «Лицей № 5», «СОШ № 6», «Гимназия № 7, «Лицей № 9», «Гимназия № 17», «СОШ № 18», «Лицей № 22», «СОШ № 25», «СОШ № 34», «Гимназия № 35», «Лицей № 39», «СОШ № 42», «СОШ № 45», «Лицей № 51», «Гимназия № 56».

Для ликвидации 3-ей смены в данных образовательных организациях необходимо: завершить строительство корпуса на территории МБОУ №№ 26, 27, 36, 38 на 604 ученических места в каждом, строительство школв поселках Загородный и Семендер на 502 и 1224 ученических места соответственно. Серьезной проблемой на сегодняшний день является отсутствие лицензии на образовательную деятельность МБОУ "СОШ № 49", так как требуется реконструкция здания школы,  построенной в 1929 году.

М. Ильясов при рассмотрении этого аспекта подчеркнул, что у города с учетом имеющейся тенденции, даже при благоприятных финансовых условиях и возможностях,  не хватит земельных ресурсов для строительства требуемого количества образовательных учреждений. Выход из ситуации видим в укрупнении уже существующих школ путём возведения пристроек и новых корпусов на их территориях.

Также депутаты в качестве альтернативных мер предложили провести работу по рациональному использованию площадей, оптимизации расписания уроков, перезакреплению территорий, использованию помещений системы дополнительного образования и возврату в систему образования ранее используемых зданий и помещений.

В свою очередь депутат О.Абакарова поинтересовалась, какая обеспеченность бесплатной учебной литературой, длительное время не решался вопрос обеспечения учебниками, родители жаловались, что вынуждены были покупать их за личный счет.

По словам начальника Управления образования, по состоянию на 02.09.2019г обеспеченность учебниками в школах города составляло 85%. Управлением образования был осуществлён заказ в мае 2019г. и направлена комплектация заявок (без учёта прибывших после мая 2019 года учащихся) с целью доведения обеспеченности учебниками ОУ г. Махачкалы до 100 % учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана Граф», «Астрель», «Бином» в количестве 148 145учебников. В связи с тем, что в одних ОУ имеются учебники, неиспользованные в учебном процессе, а в других наблюдается их недостаток, с 1 августа 2019г.и по сегодняшний день налажена передача учебников из одной школы в другую. В связи с этой проведенной работой процент обеспеченности в ОУ города на сегодняшний день составляет: 1-4 классы – 99%, 5-11 классы – 98%. Работа в этом направлении продолжается

Далее докладчик отметил, что для повышения качества образования и создания комфортных, безопасных условий нашим образовательным учреждениям требуется улучшение материально-технического оснащения. С 2013 года 22 школы и 61 детский сад не получали необходимый инвентарь и оборудование. На сегодняшний день необходимо приобретение комплектов ученической мебели, интерактивных досок, компьютерной техники, детских кроватей и мебели. Несмотря на дефицит бюджета администрация городав 2019 году в рамках реализации проекта «150 школ» 37 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Махачкалы стали участниками данного проекта. Благодаря этому проекту были отремонтированы санитарные узлы, спортивные залы, кровли крыши, заменены оконные блоки, устранены нарушения требований противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

Подводя итоги своей деятельности В. Дибияев отметил, что перед столичной системой образования стоят амбициозные, сложные задачи. Я уверен, что наш город обладает достаточными ресурсами для их выполнения. Поэтому благодарю вас всех за ваше внимание к нашим общим проблемам, и от депутатского корпуса города Махачкалы мы ждем поддержки и содействия в решении тех проблем, что стоят перед муниципальной системой образования.

Далее В. Дибияев ответил на ряд вопросов депутатов. Вопросы касались определения критериев качественного образования, организации питания детей в школах и дошкольных учреждениях, ликвидации очередности в детские сады и трехсменного режима обучения в школах города, внедрение образовательного стандарта, повышение квалификации педагогов, развитие инновационной деятельности. Особое внимание было обращено на необходимость дальнейшего развития системы воспитательной деятельности, в том числе в формате привлечения детей к участию в работе детских общественных объединений, в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

В заключение депутаты акцентировали внимание на вопросах комплектации образовательных учреждений, и особенно первых классов. Превышение нормативов числа учащихся, по замечанию Д. Джакаева, кроме нарушений учебного процесса, провоцирует и физический травматизм.

По итогам рассмотрения вопроса, депутаты признали работу Управления образования удовлетворительной и отметили, что имеющиеся в отрасли проблемы требуют системного и комплексного подхода к их решению.





Вернуться к началу